Их предназначение - радовать наш взор и будоражить память. Их удел - всегда быть на виду. Их устремления – вечность. Садовые скульптуры всегда на посту.
Какими только они не бывают! Большими и маленькими, гениальными и пошлыми, древними и с иголочки, ампирными и постмодернистскими!.. Одним перечислением стилей мы рискуем утомить читателя, а потому отправим любопытствующих к специализированным художественным изданиям. Садовника же и ландшафтного дизайнера интересуют в первую очередь три вопроса:
Попробуем в этом разобраться на классических примерах, известных всем.
Садовые изваяния многолики. Так что для начала разберемся в терминах.
Красиво и полезно
Некогда Петр I распорядился разместить в своей летней резиденции коллекцию из нескольких сотен античных статуй - подлинников и копий. Таким образом монарх надеялся повысить культурный уровень придворных, с трудом покидавших уютное средневековье.
Сегодня публика, гуляющая в Летнем саду, получает не столько интеллектуальное, сколько эстетическое удовольствие. Ведь статуи - это очень красиво. А посему главный повод для установки садовых скульптур - украшение территории.
Чтобы помнили
Прежде памятники (стелы, обелиски и пр.) устанавливались в честь закладки садов -это очень традиционный для ландшафтных европейских парков прием. Разумеется, не только создание парка является достойным скульптурного увековечивания событием. В исторических парках скульптурные композиции, стелы, памятные колонны сооружались чаще всего в честь громких побед. Вспомним петергофский Большой каскад, где у подножия дворца Самсон раздирает пасть льву. Самсон символизирует Россию, лев - Швецию, вся композиция - победу в Северной войне.
Часто в исторических парках можно встретить символическое надгробие с именем усопшего владельца поместья (похороненного, естественного, в другом месте), а то и надгробное сооружение над прахом любимой собачки (египетская пирамида в Царском Селе).
Садовая скульптура акцентирует внимание наблюдателя, создает фокус восприятия. Естественно, для выполнения столь важных функций она должна быть хорошо видна.
Поближе к небу
Садовые скульптуры, как правило, устанавливаются на возвышениях: естественных, а порой и специально насыпанных холмах и верхних отметках рельефа или постаментах (каменных, кирпичных, бетонных) (б).
В ногу с деревьями
Очень часто скульптуры выстраиваются вдоль дорог - обычно прямолинейных аллей. Вспомним Летний сад, где ритм античных статуй гармонирует с ритмом посаженных деревьев, а те, в свою очередь, служат прекрасным фоном для героев, наяд и богинь.
На площадях и перепутье
Скульптуры украшают собой парадную часть сада перед входом в дом или дворец; услаждают взор людей, сидящих на скамейках вокруг площадок отдыха; радуют утомленных прогулкой путников на скрещение дорог (в Павловском парке на перекрестье 12 дорожек расположился, например, Аполлон в окружении муз).
Средь струй и волн
Вода влечет к себе скульптуры, а скульптуры любят воду. Для регулярных парков характерны фонтаны со скульптурными композициями (Нептун в Верхнем парке Петергофа), для ландшафтных - малые архитектурные формы на берегу водоемов. Очень часто можно встретить скульптуры на мысу или на крошечном острове посреди водоема (ростральная колонна Царскосельского парка в честь победы в русско-турецкой войне расположена посреди Большого пруда, который символизирует собой овеянное победами Черное море).
Впрочем, все вышеперечисленное имеет отношение лишь к традиции, если не сказать - к истории. Сегодня скульптуры получили право свободно "разгуливать" по всей территории. Их можно встретить практически везде: на опушках, лужайках и даже в укромных уголках сада. Уже никого не удивляет, когда статуи сидят на садовых скамейках, к ним можно подойти, сфотографироваться на память, посидеть рядом.
Классическая скульптура - мраморная скульптура. Именно этот великолепный материал - роскошный внешне и удобный в обработке - использовали художники античности и Возрождения. Но времена меняются, и в начале XX века скульпторы принялись высекать свои творения преимущественно из гранита. Дело не в том, что мировые запасы мрамора иссякли. Просто этот камень не выносит современной экологии и под воздействием окружающей среды неуклонно разрушается, как греческий Акрополь (впрочем, его скульптуры давно уже не томятся под открытым небом, мирно почивая в Британском и прочих музеях).
Современная городская и парковая скульптура чаще всего высечена из гранита или же отлита из металла - в основном бронзы или других стойких к коррозии сплавов.
Для русско-советских парков традиционны деревянные скульптуры во главе с национальным символом - косолапым мишкой.
Передвижения во времени и пространстве
С известной натяжкой можно отнести к скульптурам керамических гномиков, пластиковых овечек и прочих сомнительного качества садовых существ. Специалисты предпочитают использовать термин "обманки". Скульптура благородна, стационарна. Растиражированные садовые украшения подходят под определение "китч" с той же легкостью, с какой переносятся с места на место. Хотя, конечно, все имеет право на существование: лишь бы присутствовали мера и вкус. У основания трехэтажного особняка с гранитным цоколем подобные европейские "украшения" могут смотреться не просто смешно неприлично!
Впрочем, по большому счету скульптуры можно делать из чего угодно. Снежная баба, песчаные замки, изысканные ледяные композиции - чем не садовая скульптура с малым сроком хранения? Прошлым летом достопримечательностью Мельбурна стала пятиметровая скульптура из травы, созданная в городском парке. Только вот до устремления в вечность этим творениям рук человеческих далеко: живут они до первого ветра, солнышка или заморозков.
Как выбрать краску для потолка?