"Что за красота!" — невольно восклицаем мы при виде эффектного пейзажа. А действительно, что это за красота?..
Пробирающийся по камням ручеек, солнечная поляна или стройные деревья на косогоре - сердце ценителя прекрасного сладко замирает. И не до раздумий ему, почему именно этот вид вызвал такой восторг. Но настоящий профессионал - всегда немного циник. Самые высокие материи он норовит подвергнуть классификации, замеру, обобщению. Ландшафтные дизайнеры, не смущаясь, как в анатомическом классе, расчленяют гармонию природы на составные части, чтобы понять законы красоты. Зачем? Все просто: на их основе можно создавать новую красоту.
Пейзажи часто сравнивают с картинами; но некоторые из них - рукотворные - и впрямь произведения искусства, выполненные рукой мастера - садовника и дизайнера. И тому, кто хочет, чтобы и его сад был создан по законам красоты и гармонии, придется и самому стать немного художником.
Сразу определимся с терминами. Что же такое пейзаж и вид в понимании ландшафтного дизайнера? Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность) - это часть ландшафта, визуально выделенная из общего пространства. То есть, чтобы та или иная природная красота имела право называться пейзажем, она должна:
Синонимы слова "пейзаж" в ландшафтном дизайне - "парковая картина", "пейзажная картина", "вид".
Задумывая создать красивые пейзажи в своем саду, нужно всегда помнить, что и в природе, и в саду они существуют по тем же законам, что и живописные картины, заключенные в раму и висящие на стене. А композицию пейзажей определяют одни и те же факторы, самый важный из которых - композиционный узел.
Композиционный узел - это центр, где расположены основные предметы изображения. Заметим, в скобках, что он не обязательно должен находиться в геометрическом центре изображения. А служит им, может что угодно. Например, несколько деревьев или одно, одиноко стоящее (солитер). Плоскость газона или яркое пятно цветника, гладь пруда, водопад, ручей, беседка, увитая плетистыми розами т.д. и т.п.
Во-первых, расстояние от наблюдателя до картины. Но поскольку наш пейзаж в отличие от живописного не плоский, а трехмерный, то в зависимости от глубины пространства вы можете руководствоваться расстоянием либо до композиционного центра картины. Либо до ее переднего плана, либо, что реже, - до заднего плана (фона). Допустим, любоваться небольшим цветником хорошо с расстояния в несколько метров, а солитером или группой деревьев первой величины (липы, дубы, сосны) - с расстояния в несколько сотен метров.
Во-вторых, ширину картины. Это расстояние между объектами, которые являются "рамой" нашей картины. Пусть линия, соединяющая их, проведена лишь условно.
В-третьих, высоту картины. Эту величину определяют высотой элементов пейзажа. Но, как всякий художник, дизайнер обязательно учитывает "воздух", включая в композицию небо и плоскость земли (воды).
И, наконец, горизонтальный угол восприятия пейзажа. Полный круг - 360° -видят лишь посетители рукотворных круговых панорам и альпинисты, стоящие на пике горы. Обычно угол обзора колеблется в пределах от 15 до 60°, а оптимальная его величина составляет 23-28°. Угол 28° применяется ландшафтными дизайнерами в качестве исходного измерителя воспринимаемого пейзажа. Его условный эквивалент - один фотокадр.
Пейзажи бывают простыми, сложными и панорамными. Пейзажная картина с одним сюжетом (и обычно с одним композиционным узлом) - это простой пейзаж. Два или три таких пейзажа с разными сюжетами, образующими единое целое, - сложный пейзаж. Изображение как простого, так и сложного пейзажа можно получить, один раз щелкнув фотокамерой. Если для этого понадобится сделать серию фотоснимков, перед нами пейзаж панорамный. Чтобы увидеть картину, представляющую собой несколько простых или сложных пейзажей, объединенных общим замыслом, сюжетом и композицией, зрителю придется покрутить головой.
Не секрет, что гостиничный номер с видом на море всегда дороже комнат с окнами, смотрящими во внутренний дворик. Увы, даже вечная красота природы имеет свою рыночную стоимость!
Все виды делятся на внутренние и заимствованные. Виды внутренние расположены непосредственно на участке, их хозяин сада может создавать своими руками.
Виды заимствованные - зрительный мостик между садом и окружающим его ландшафтом. (С точки зрения ландшафтного дизайнера, морская перспектива, открывающаяся с балкона, относится к заимствованным видам.) И, разумеется, их надо учитывать еще до покупки участка, а затем обязательно сверяться с ними при его проектировании и строительстве дома, создании и благоустройстве сада. Грамотный архитектор планировку дома, размещение окон непременно свяжет с окружающими видами. Ландшафтный же дизайнер или тот, кто будет заниматься садом, прежде всего, должен обязательно посмотреть на него из окон дома и оценить открывающиеся виды. Одни из них - на лес, озеро, речку, поля - нужно будет акцентировать. Другие - на дорогу, огороды, технические строения - придется маскировать деревьями, архитектурными сооружениями и живыми изгородями.
Как правильно выбрать унитаз?